Свежее 1

Когда в России начнут выдавать электронные паспорта

Правительство разрабатывает проект по замене бумажных паспортов граждан Российской Федерации на электронные. Планируется, что паспорт нового образца будет также выполнять функции других документов, например, водительского удостоверения или СНИЛС.

Внедрение новых паспортов будет осуществляться в рамках программы по созданию цифровой экономики. Ее цель — повысить качество жизни граждан и развивать электронную экономику в России. Поскольку идентификация личности будет происходить в электронной среде, то граждане смогут более оперативно получать различные государственные, муниципальные и иные услуги.

Когда в России начнут выдавать электронные паспорта?

Идея создания электронного паспорта в России обсуждалась еще в 2013 году. Планировалось, что выдача документов начнется с января 2016 года, к 2025 году выпуск бумажных паспортов прекратится, а к 2030 году старые паспорта прекратят свое действие. Однако впоследствии данный проект был приостановлен.

Сейчас идея создания электронных паспортов активно обсуждается. В июле 2019 года в ходе профильного совещания российского Кабинета министров Дмитрий Медведев затронул тему перехода на электронные паспорта. Премьер-министр рекомендовал в кратчайшие сроки определиться с внешним видом документа, а также решить вопросы функций и безопасности документа.

Внимание

На заседании было сказано, что развитие российских технологий позволяет ускорить процесс внедрения электронных документов. Планируется, что в полной мере система по выдаче новых документов заработает к 2024 году. Скорее всего, оформить цифровые паспорта можно будет в органах МВД (Министерства внутренних дел) и многофункциональных центрах (МФЦ).

Разработчики проекта рассчитывают уже в июле 2020 года запустить пилотный проект по выдаче электронных паспортов в Москве. Такое решение было принято в связи с тем, что в столице более развитая цифровая инфраструктура, и будет удобнее контролировать весь процесс перехода, чем в регионах.

Закон, который регулирует внедрение биометрических паспортов

Пока что идея создания новых паспортов только обсуждается, и отдельных законопроектов, посвященных этому вопросу, еще нет. При этом данный план должен быть реализован в рамках национальной программы «Цифровая экономика». Ее целью является внедрение цифровых технологий в различные сферы жизни:

  • экономика;
  • предпринимательство;
  • госуправление;
  • социальная сфера.

В рамках данной программы в июле 2019 года в Государственную Думу был внесен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты (в части уточнения процедур идентификации и аутентификации)». Одним из направлений этого документа как раз и является создание условий для введения электронного удостоверения личности. По состоянию на январь 2020 года этот проект закона не рассматривался даже в первом чтении.

В частности, законопроект расшифровывает с правовой точки зрения понятие цифрового профиля гражданина, а также устанавливает порядок электронной идентификации личности для взаимодействия граждан с госорганами и различными организациями.

Как выглядит биометрический паспорт?

Планируется, что новый паспорт будет выглядеть как пластиковая карточка с фотографией и всеми данными: Ф.И.О., дата рождения, место жительства, номер документа:

Как будет выглядеть электронный паспорт?
Фото futurerussia.gov.ru

Основной особенностью нового паспорта будет встроенный электронный чип или другой идентификатор, например, QR-код. Специальные устройства будут считывать с документа информацию о владельце, в том числе и биометрическую, например, отпечатки пальцев или голографическое изображение лица.

Это полезно

На данный момент в России возможно получить биометрический загранпаспорт. Узнать о том, как это сделать, можно в статье.

Пока полностью не решен вопрос, какие именно дополнительные функции будет иметь паспорт. Однако планируется, что помимо основной информации в нем будут содержаться следующие сведения:

  • данные о водительском удостоверении;
  • номер СНИЛС — страхового номера индивидуального лицевого счета;
  • данные полиса обязательного медицинского страхования;
  • возможно, к электронному паспорту можно будет привязать электронную карту.

Ожидается, что срок действия паспорта составит 10 лет, а для его оформления нужно будет оплатить госпошлину в размере 300 рублей.

Планируется, что документ также будет представлен в виде мобильного приложения «Мой паспорт». Система будет тщательно защищена от взлома, а доступ в него будет осуществляться через облачную электронную подпись. Воспользоваться таким паспортом можно будет, например, при покупке билетов на поезд или самолет.

Преимущества нового паспорта

Основной плюс в получении нового паспорта – это удобство его использования при получении различных услуг, так как идентифицировать владельца электронного паспорта можно будет при помощи специальных устройств, в том числе и удаленно.

Чтобы получить многие услуги, больше не нужно будет вручную заполнять заявления, справки и иные документы. Таким образом будет исключена возможность допущения письменных ошибок, которые приводят к дополнительной трате времени. Также можно отметить следующие положительные моменты:

  • Паспорт будет содержать в себе информацию сразу о нескольких документах — это удобно и практично.
  • В случае утери документ можно будет сразу заблокировать, позвонив в отделение МВД или многофункциональный центр.
  • Подделать электронный документ сложнее, чем бумажный. Это значит, что количество подделок и мошенничеств, связанных с ними, сократится.
  • Паспорт в виде идентификационной пластиковой карты весьма сложно повредить, поэтому вероятность того, что его нужно будет менять досрочно, снижается.
  • Паспорт может стать единым идентификатором цифрового профиля гражданина и упростит доступ к государственным услугам, а также обмену данными между гражданами и организациями.
  • Создание биометрического паспорта позволит совершать большее количество операций удаленно, например, через Госуслуги.

    Это полезно

    Узнать, как зарегистрироваться на Госуслугах, можно в статье.

  • Развитие данной технологии позволит создавать и иные электронные сервисы, в связи с чем бумажный документооборот будет снижен.

Как получить электронный паспорт?

Замена паспортов будет происходить постепенно. Осуществлять ее будут по желанию или же по мере необходимости. Поскольку выдача бумажных паспортов прекратится, то в случае утери или истечения срока действия паспорта старого образца получить можно будет только документ нового образца.

Внимание

Планируется, что к 2022 году в России будет функционировать около 3000 пунктов по выдаче паспортов нового поколения.

При этом оговаривается, что старые паспорта будут оставаться действующими до тех пор, пока не истечет срок их использования, то есть до тех пор, пока его владельцу не исполнится 20 или 45 лет. Те жители России, которые получат или уже получили бумажный паспорт в 45 лет, не обязаны будут оформлять электронный документ. Это особенно удобно для людей старшего поколения, так как переход на технологическую новинку может оказаться для них затруднительным.

RedRocketMedia

Брянск, ул Ульянова, дом 4, офис 414

Оцените статью и поделитесь с друзьями
Поставьте оценку
5
Всего голосов:

Нашли ошибку?
Помогите исправить.

Комментарии 0

Поделитесь мнением
Не копируйте текст!