Чтобы стало проще оформлять пособия, выходить на больничный, получать средства реабилитации для детей-инвалидов и другие социальные услуги, Фонд социального страхования (ФСС) разработал удобные электронные сервисы. ЛьготОтвет проанализировал, как они работают, и рассказывает о них в статье.
В их число входят:
- приложение для смартфона со всеми выплатами — Социальный навигатор;
- голосовой помощник на базе Алисы от Яндекс;
- электронные талоны на льготный проезд на поездах;
- специальная программа по предоставлению средств реабилитации для детей-инвалидов.
Также Фонд социального страхования разрабатывает проект электронного родового сертификата. Об этом вы можете прочесть в разделе ниже.
Дальше расскажем, как пользоваться сервисами.
Электронный больничный лист
Листок нетрудоспособности с 1 июля 2017 года можно оформить в электронном виде. Он нужен, чтобы выйти на больничный, в отпуск по беременности и родам и в некоторых других случаях.
Перед тем, как получить электронный листок нетрудоспособности (ЭЛН), узнайте у работодателя, может ли он работать с системой электронных больничных.
ЭЛН оформляется в несколько этапов:
- Вы подписываете согласие на оформление электронного листка в поликлинике или в больнице.
- Врач запрашивает у ФСС номер для его формирования.
- Получив его, медик, у которого на руках есть ваша электронная медицинская карта, указывает в ЭЛН:
- дату открытия;
- код причины освобождения от работы (болезнь, беременность и роды и т.д).
Вся остальная информация вносится программой автоматически.
- Электронный больничный лист заверяется квалифицированной электронной подписью врача или медицинского учреждения.
После этого нужно сообщить номер ЭЛН работодателю одним из удобных для вас способов:
- по телефону (звонок, СМС, сообщение в мессенджере);
- по электронной почте.
В некоторых медицинский организациях номер электронного больничного листа выдается на бумажном квитке.
Чтобы проверить электронный больничный лист и начисление положенного вам пособия, нужно зайти в личный кабинет на сайте ФСС через учетную запись для Госуслуг.
Электронный больничный удобен как для работника, так и для работодателя:
- не нужно ехать на место работы, чтобы отдать документ;
- электронный листок нельзя потерять или испортить;
- работодатель может быстрее выплатить пособие;
- расходы на хранение и ведение бумажной отчетности сокращаются;
- исключаются подделки и ошибки.
О том, как оформить больничный по уходу за ребенком, читайте в статье.
Электронный родовой сертификат
Родовой сертификат нужен для оплаты медицинских услуг, которые предоставляются женщинам во время беременности, родов и послеродового периода, а также детям в первый год жизни.
Планируется, что программа электронного родового сертификата будет работать следующим образом:
- Медицинские учреждения (женские консультации, родильные дома, поликлиники) сообщают ФСС о том, что они оказывают женщине медицинские услуги.
- На основании поступившей информации ФСС оплачивает оказанные услуги.
Проект на данный момент разрабатывается и еще не запущен.
По мнению Фонда социального страхования, введение электронных родовых сертификатов имеет ряд преимуществ:
- оформить документ будет проще;
- затраты на учет и хранение бланков снизятся;
- не нужно будет переоформлять сертификат, если женщина его потеряет;
- финансовое обеспечение по талонам будет гарантировано;
- информацию по сертификату можно будет получить оперативно;
- все сведения будут указаны в личном кабинете на сайте ФСС.
Социальный навигатор: пособия в одном приложении
Социальный навигатор — это бесплатное мобильное приложение, в котором можно найти всю информацию о выплатах и льготах, рассчитать размер пособий, узнать какие документы нужны для их получения.
Чтобы воспользоваться Социальным навигатором, его нужно скачать в официальном магазине приложений (например, в Google Play для смартфонов на базе Android). Для получения полного доступа ко всем услугам, необходимо авторизоваться через учетную запись Госуслуг.
19 июля появилось сообщение, что Социальный навигатор запустили на Камчатке. Услуги разделены по жизненным ситуациям «Беременность и роды», «Многодетным семьям», «Первый ребёнок», «Второй ребёнок», «Опекунам», «Ребёнок-инвалид» и другое. Чтобы пользоваться сервисом, нужно заполнить анкету.
В приложении пять крупных разделов:
- материнство;
- временная нетрудоспособность;
- инвалидность и льготные категории граждан;
- несчастный случай на производстве и профессиональные заболевания;
- смерть близкого человека.
Чтобы получить доступ к услугам из любого раздела, нужно на него нажать.
В блоке «Материнство» можно узнать о:
- родовом сертификате (что это, как его оформить и получить, а также как предъявлять талоны в медицинских учреждениях);
- электронном больничном листе и его оформлении;
- пособиях, которые положены женщине во время беременности, родов и после них:
В приложении можно рассчитать размер выплат на специальном калькуляторе и узнать, как их получить и какие документы для этого нужны.
Чтобы узнать больше о том, какие пособия положены при рождении ребенка, читайте статью.
В разделе «Инвалидность и льготные категории граждан» размещена информация о:
- каталоге технических средств реабилитации и их получении, а также ремонте и компенсации за них;
- санаторно-курортном лечении;
- получении компенсации за содержание собаки-проводника;
- оформлении услуг по сурдопереводу.
В разделе «Временная нетрудоспособность» можно узнать о:
- получении электронного больничного;
- положенных пособиях:
- по временной нетрудоспособности;
- при необходимости ухаживать за больным членом семьи;
- в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием.
Полную информацию о пособиях, которые положены при несчастном случае на производстве, профзаболеваниях, смерти из-за них, реабилитации и проезде пострадавшего можно узнать в разделе «Несчастный случай на производстве и профессиональные заболевания».
В блоке «Утрата близкого человека» размещены сведения о размере социального пособия на погребение и о том, как его получить.
Социальный голосовой помощник в Яндекс
Социальный голосовой помощник работает на базе голосового помощника Алиса от Яндекс. В первую очередь он создан для слабовидящих людей, но им может воспользоваться каждый, чтобы быстро узнать, какие социальные услуги ему положены.
Чтобы использовать помощник, нужно открыть приложение Яндекс и сказать: «Алиса, запусти навык «Помощник ФСС». После этого появится основное меню:
- расскажи об услугах Фонда;
- электронный больничный лист;
- средства реабилитации.
Нужный раздел можно выбрать как вручную, так и голосовой командой после того, как прозвучит фраза «Чем я могу вам помочь?».
Через социального голосового помощника можно узнать информацию об:
- электронных больничных листах (для выполнения некоторых команд понадобится авторизация):
- что это такое и как его получить;
- посмотреть все больничные или только последний;
- дату, на которую назначен прием врача;
- все свои пособия или последнее из них;
- средствах реабилитации:
- сведения о заявлениях;
- как получить средство реабилитации, услугу сурдоперевода или собаку-проводника;
- как отремонтировать средство реабилитации.
Чтобы авторизоваться с помощью голосового помощника, необходимо сказать «Авторизуй меня». После этого нужно ввести СНИЛС и почту из Личного кабинета застрахованного.
Электронный талон на льготный билет на проезд
Льготные категории граждан (дети-инвалиды, ветераны ВОВ и др.), могут получить электронный талон для оформления проездных билетов на поезда дальнего следования:
- к месту лечения и обратно по путевке, которую выдал ФСС;
- к месту лечения по медицинским показаниям по направлению региональных органов исполнительной власти;
- к месту санаторно-курортного лечения по путевке, предоставленной региональными органами исполнительной власти.
Чтобы получить электронный талон на поезд, необходимо обратиться в отделение ФСС по месту жительства.
Талон дает возможность оформить льготные билеты на сайте РЖД в электронном виде, не обращаясь при этом в кассу. Для этого необходимо:
- Зарегистрироваться на сайте ОАО «РЖД».
- Указать маршрут, дату отправления и отметить пункт «по льготе ФСС». После выбрать поезд, вагон и место.
- Ввести номер СНИЛС и данные паспорта.
- Распечатать электронный билет.
Чтобы получить билет в кассе дальнего следования, необходимо будет предъявить паспорт.
Чтобы узнать, как стать участником программы «РДЖ Бонус», читайте статью.
Социальный персональный навигатор для детей-инвалидов
В некоторых регионах России действует программа социального персонального навигатора для детей-инвалидов (сокращенно ПИН). Этот проект помогает родителям и законным представителям более оперативно получать необходимую информацию о предоставлении технических средств реабилитации (ТСР) и протезно-ортопедических изделий (ПОИ).
Кроме того, благодаря программе, оптимизируется процесс предоставления средств реабилитации и с каждой семьей ребенка-инвалида проводится индивидуальная работа.
ПИН — это программа, рассчитанная на год. В ней подробно расписано обеспечение ребенка ТСР и ПОИ по месяцам в текущем году. Также в ней содержится информация о сроках обеспечения, способах информирования и необходимых контактных данных.
Чтобы участвовать в программе «Социальный ПИН», необходимо обратиться с заявлением в отделение ФСС. В нем указывается, каким способом родители хотят получать уведомление о времени и месте получения средств реабилитации:
- по телефону или смс;
- по электронной почте;
- по почте;
- через портал Госуслуг;
- иным способом.
А вы оформляли электронный больничный? А социальным навигатором пользовались? Расскажите, что удобно, что нет, что можно было бы доработать?
Комментарии 17
Ещё не пользовалась этим приложением.
Добрый день! Когда воспользуетесь, расскажите о своем опыте!
Спасибо, воспользуюсь
Добрый день! Поделитесь опытом использования, когда установите!
Добрый день, надеюсь блок "Материнство" мне понадобится, спасибо) tanya-farhad@mail.ru
Обязательно скачаю попробую
Задумка хорошая. Но не отработанная. Не все категории детей- инвалидов могут по электронному талону, не посещая кассы ж/д вокзала, оформить льготный билет.
Бегу скачивать социальный навигатор tanysham@inbox.ru
Спасибо за статью, надо попробовать.
Будем надеяться, что в скором времени проект запустят, удобно
Будем надеяться, что в скором времени проект запустят
До чего техника дошла) А если серьезно,думаю,что это Очень удобно
До чего техника дошла) А если серьезно,думаю,что это Очень удобно
Очень удобно
пробовал пользоваться, удобно
Спасибо большое за статью, надо скачать.
класс, хоть в очередях меньше стоять