Размер детских пособий в 2019 году

С 1 февраля 2019 года государственные пособия семьям с детьми были проиндексированы на 4.3%. Коэффициент индексации в размере 1.043 был определен Правительством в соответствии с данными Росстата о размере «официальной» потребительской инфляции за прошедший 2018 год. Соответствующее повышение детских пособий и других социальных выплат было утверждено Постановлением Правительства от 24 января 2019 г. № 32.

На сколько повысят детские пособия в 2019 году
Постановление Правительства — На сколько повысят детские пособия в 2019 году
Для сравнения, в 2018 году государственные выплаты семьям, имеющим детей, увеличились всего на 2.5% в связи с рекордно низким уровнем инфляции в 2017 году. Ожидается, что в 2020 году в соответствии с прогнозами Минэкономразвития индексация детских пособий также не превысит 4% (Росстат отмечает замедление темпов инфляции в 2019 году).

Напомним, в России с 2016 года предусмотрен единый порядок индексации социальных выплат — ежегодно с 1 февраля. Такое повышение проводится на величину прошлогодней инфляции с целью сохранения покупательной способности социальных выплат на фоне роста потребительских цен на товары и услуги. Однако в последние годы эта процедура не распространяется на материнский капитал — его величина уже несколько лет подряд остается на уровне 453026 рублей, а очередное повышение размера сертификата ориентировочно до 470 тысяч рублей запланировано с 1 января 2020 года.

Таблица — Сумма детских пособий в 2019 году

Название пособия,
выплаты или компенсации
Размер пособий в 2019 году Комментарий
Пособие по беременности и родам (так называемые «декретные») 100% среднего заработка за все дни декретного больничного, но не менее МРОТ в расчете за один месяц (11280 руб. с 1 января 2019 г.) или в минимальном фиксированном размере — 655,49 руб. за один месяц Единовременное.

Выплачивается работодателем.

Минимальный размер по МРОТ: 51919,00 руб.

Максимальная сумма:

  • 301095,20 руб. при отпуске в 140 дней;
  • 335506,08 руб. за 156 дней;
  • 417231,92 руб. за 194 дня.
Беременным женщинам, вставшим на учет на ранних сроках 655,49 руб. Единовременное.

Выплачивается будущим мамам, которые встали на учет в женскую консультацию не позднее 12-й недели беременности.

За пособием необходимо обратиться не позднее, чем через 6 месяцев после родов

При рождении ребенка 17479,73 руб. Единовременное.

Работающим выплачивают по месту работы (работодатель или ФСС). Неработающим — УСЗН.

Для получения необходимо обращаться по месту выплат не позднее 6 месяцев после родов.

Материнский капитал 453026 руб.
(в 2019 году сертификат снова не повышался)
Семейная субсидия.

Предоставляется Пенсионным фондом РФ за рождение или усыновление второго или последующего ребенка. Выдается в виде сертификата и тратится только в безналичной форме.

Пособие по уходу за ребенком до 1.5 лет Работающим матерям — 40% от среднемесячного заработка на одного ребенка или в минимальном размере. Ежемесячно.

Работающим выплачивается по месту работы или напрямую из ФСС, а неработающим — в УСЗН в минимальном размере:

  • 3277,45 руб. в месяц на первого ребенка (для сравнения, работающим не меньше 40% от МРОТ — 4512,00 руб. в 2019 году);
  • 6554,89 руб. — на второго и последующих.

Максимально на одного ребенка работающим — 26152,27 руб.

За пособием необходимо обращаться не позднее 6 месяцев со дня достижения ребенком возраста полутора лет.

Компенсация находящимся в отпуске по уходу за ребенком 50 руб. или выше Ежемесячная.

Предоставляется работодателями лицам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет, на основании Указа Президента РФ от 30 мая 1994 года № 1110.

«Путинские пособия» при рождении первого и второго ребенка Региональный прожиточный минимум на ребенка за 2 квартал 2018 года

Еще одна ежемесячная выплата до 1.5 лет (с 2020 года будет выплачиваться до достижения ребенком 3 лет), выплачиваемая при рождении 1 или 2 ребенка, начиная с 1 января 2018 года

Была установлена по инициативе Владимира Путина нуждающимся семьям, среднедушевой доход которых не превышает 1.5 региональных прожиточных минимума для трудоспособного населения (с 2020 года критерий нуждаемости повышается до 2 прожиточных минимумов).

На первого ребенка оформляется и выплачивается через органы Соцзащиты как самостоятельное ежемесячное пособие, на второго — через Пенсионный фонд России из средств материнского капитала (выплаты наличными)

Ежемесячная выплата на третьего ребенка до 3 лет Установленный региональный прожиточный минимум для ребенка Ежемесячное региональное пособие, в 2019 году установлено более чем в 60 регионах страны.

Выплачивается семьям по «демографическому» Указу Президента № 606 от 7 мая 2012 г. при рождении третьего или последующего ребенка, если среднедушевой доход семьи ниже установленного в регионе прожиточного минимума.

Ежемесячное пособие на ребенка Размер «детских» устанавливается нормативными актами субъектов федерации. Ежемесячное, устанавливается в регионах самостоятельно на основании общих требований Федерального закона от 19.05.1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»
Ежемесячная выплата до 3 лет на детей в «чернобыльской зоне»
  • 3380,42 руб. в месяц — до достижения детьми 1.5 лет
  • 6760,83 руб. — на ребенка от 1.5 до 3 лет
Пособие платится через Соцзащиту, ежегодно индексируется и было введено с 1 июля 2016 года взамен прежнего ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 3 лет в двойном размере согласно ст. 2 закона от 29.12.2015 г. № 388-ФЗ
Беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву 27680,97 руб. Единовременное.

Право на получение возникает после наступления срока беременности — 180 дней, если на тот момент муж проходит срочную военную службу.

На ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву 11863,27 руб. в месяц Ежемесячное.

Предоставляется до достижения ребенком 3-х лет или до увольнения отца ребенка со срочной военной службы (смотря что из этого наступит раньше).

Пособие по потере кормильца детям военнослужащих 2386,02 руб. в месяц Ежемесячное.

Выплачивается в органах соцзащиты населения по месту жительства (для детей солдат срочной службы) или в пенсионных органах Министерства обороны (для детей контрактников) до наступления совершеннолетия (или до 23 лет при обучении по очной форме).

Пособие при передаче ребенка на воспитание в семью (усыновление, приемная семья, опека и попечительство) 17479,73 руб. Единовременное.

Работающим выплачивают работодатели. Неработающим — УСЗН.

133559,36 руб. При усыновлении ребенка-инвалида или нескольких детей, являющихся братьями или сестрами

Одновременно с федеральным правительством и Госдумой, региональные власти устанавливают дополнительные выплаты и льготы семьям с детьми. Пока эта система еще не до конца не отлажена и в ней существуют определенные перекосы, связанные с различными возможностями регионального бюджета при решении вопросов социальной защиты населения. Из-за существующих различий в стоимости потребительской корзины и уровня жизни в различных областях, краях и республиках устанавливаемый размер аналогичных пособий может отличаться в разы.

Повышающие районные коэффициенты к пособиям

Действующие нормы Трудового кодекса России (ч. 2 ст. 146, ст. 148) предусматривают, что исполнение рабочих обязанностей в местностях с особыми климатическими условиями оплачивается в повышенном размере с использованием специальных повышающих коэффициентов, устанавливающих процентную надбавку к зарплате.

В соответствии с требованиями ст. 5 закона от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ районные коэффициенты к зарплате, установленные в отдельных субъектах федерации, их районах и местностях, используются при исчислении размера социальных выплат гражданам, имеющим детей, в следующих случаях:

  • при выплате пособий, установленных на очередной год в твердой (фиксированной) денежной сумме или в предусмотренном минимальном (максимальном) размере (см. таблицу выше);
  • при расчете декретных пособий, если при выплате заработной платы за расчетный период они по какой-то причине не были учтены по месту работы.
Внимание

Однако уже длительное время рассматривается вопрос отмены районных коэффициентов в том виде, в котором они существуют, как изжившего себя пережитка прошлого. Этой позиции, в частности, придерживается Министр труда и соцзащиты РФ Максим Топилин: «Экономическая ситуация поменялась, и сейчас исчисление этих добавок — всего лишь дополнительная нагрузка на бухгалтерию работодателей».

Дело в том, что принципы начисления оплаты труда с советских времен значительно изменились, и учет «северной надбавки» фактически свелся к формальности, когда она вычленяется из уже установленной к выдаче зарплаты и просто прописывается в бухгалтерской отчетности отдельной строкой, что не несет никакой полезной информации и только создает лишнюю работу для бухгалтера.

Размеры детских пособий из ФСС

Система социального страхования в России на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством предусматривает расчет размера ряда детских пособий пропорционально сумме среднего заработка женщины, с которого производились отчисления в соответствующий страховой фонд:

Иные выплаты, предоставляемые по месту работы в связи с рождением ребенка и осуществлением материнства, выплачиваются в фиксированных суммах, приведенных в представленной выше таблице детских пособий на 2019 год:

Расчет размера страховых пособий из ФСС может быть выполнен самостоятельно с учетом приведенных ниже примеров:

Прожиточный минимум для детского пособия в 2019 году

Очевидно, что устанавливаемые на территории страны федеральные и региональные детские выплаты должны определенным образом соотноситься с величиной прожиточного минимума на ребенка, утвержденного как в среднем по стране, так и на территории конкретного субъекта федерации.

Внимание

Приказом Минтруда РФ № 461н от 02.07.2019 г. сумма прожиточного минимума на ребенка по России за 1 квартал 2019 была установлена в размере 10585 рублей (для сравнения, на душу населения — 10753).

С учетом размера детских выплат, приведенных в таблице выше, и установленной суммы детского прожиточного минимума в 2019 году, можно сделать следующие выводы:

  1. Такие виды помощи, как материнский капитал, единовременное пособие при рождении ребенка и ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет действительно способны сильно поддержать семейный бюджет, и их средств может хватить на реальную помощь при воспитании и становлении ребенка;
  2. Нновые «путинские» ежемесячные выплаты при рождении 1 и 2 ребенка до 1.5 лет выплачиваются с 1 января 2018 года по инициативе Владимира Путина за счет средств федерального бюджета в размере регионального прожиточного минимума, что является новым стандартом выплаты детских пособий. В 2019 году в среднем по стране эта сумма составляет около 10,5 тысяч рублей (от 8291 руб. в Белгородской области до 22730 рублей в Чукотском автономном округе — см. таблицу на 2019 год);
  3. Ежемесячная выплата на 3 ребенка до 3 лет предоставляется из средств бюджетов субъектов федерации на условиях софинансирования из федерального бюджета в размере одного регионального прожиточного минимума на ребенка, утвержденного на соответствующий финансовый год, однако согласно правилам выплачивается только малоимущим семьям;
  4. В то же время ежемесячное пособие на ребенка или выплату беременным женщинам, вставшим на учет на ранних сроках беременности, можно назвать чисто «номинальными» из-за их незначительного размера в сравнении с величиной прожиточного минимума, как и «знаменитую» ежемесячную компенсацию 50 рублей находящимся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет (от которой все-таки решили отказаться с 2020 года).
Несмотря на это, динамика последнего десятилетия (особенно в сравнении с размерами государственной социальной поддержки семей с детьми в 90-х годах) свидетельствует о происходящих позитивных изменениях, и хочется надеяться, что подобная тенденция будет продолжаться и в будущем.

Порядок индексации детских пособий

В 2008 году в целях компенсации повышения цен на потребительские товары и услуги закон № 81-ФЗ от 19.05.1995 г. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» был дополнен новой статьей 4.2, которая впервые установила на постоянной основе процедуру индексации детских выплат на величину прогнозируемого уровня инфляции (а это один из ключевых параметров закона о бюджете на очередной финансовый год).

Однако этот механизм индексации детских пособий на величину прогнозного роста цен на товары и услуги имел один существенный недостаток: даже официальная фактическая годовая инфляция (которая многими специалистами оценивается как заниженная) почти всегда превышала ту прогнозную величину, которая была заложена в закон о бюджете на соответствующий год!

Внимание

Например, на 2015 год пособия на ребенка и материнский капитал были проиндексированы всего на 5.5%, в то время как официальная оценка инфляции по итогам года по данным Росстата составила 12.9%. Вследствие этого покупательная способность детских социальных выплат только за один год фактически сократилась сразу на 7%.

Из-за сложностей прогнозирования величины инфляции в условиях экономического кризиса в 2016 году Правительством было предложено изменение порядка индексации социальных выплат. Теперь по аналогии с пенсионным законодательством индексацию детских выплат было предложено проводить не по прогнозному, как раньше, а по фактическому уровню годовой инфляции — то есть ежегодно с 1 февраля по данным о фактической инфляции за прошедший год. Соответствующие изменения были приняты Госдумой в ст. 4 федерального закона № 444-ФЗ от 19.12.2016 г.

RedRocketMedia

Брянск, ул Ульянова, дом 4, офис 414

Оцените статью
1
и поделитесь с друзьями.

Нашли ошибку?
Помогите исправить.

загрузка комментариев...