Практически у каждого жителя России есть медицинский полис. Этот документ подтверждает наше право на получение бесплатной медицинской помощи. Что еще положено застрахованным помимо листа бумаги с печатями или карточки из пластика, вы узнаете из этой статьи.
Что дает полис ОМС
В первую очередь по полису ОМС можно получать бесплатную медицинскую помощь как в конкретном регионе страны — по территориальной программе ОМС, так и по всей России — в рамках базовой программы.
Обе эти программы содержат виды медицинской помощи, которые государство гарантирует предоставить гражданам без дополнительной оплаты. При этом в территориальную программу должно входить все, что предусмотрено базовой, но могут быть добавлены дополнительные медицинские услуги в зависимости от возможностей региона.
Хотя базовой программой и предусмотрены основные случаи оказания помощи, нельзя просто приехать в другой город и требовать от врачей лечить вас в плановом режиме. Для этого понадобится сначала прикрепиться к их поликлинике. Только тогда они получат деньги от государства за оказанные вам услуги.
Это правило не распространяется на экстренные (угроза жизни) и неотложные (угроза здоровью) случаи — помощь окажут даже без прикрепления.
Кроме того, все обладатели полиса ОМС имеют право на:
- выбор и замену страховой медицинской организации;
-
выбор медицинской организации и врача (с его согласия);
Менять страховую компанию, а также выбирать другую поликлинику и врача разрешается не чаще одного раза в год. Но если вы переезжаете жить в другое место, то можно сделать это сразу же, не дожидаясь установленного срока. -
получение достоверной информации о видах, условиях и качестве предоставления медпомощи;
За этими сведениями можно обратиться как в медицинскую организацию, так и в страховую, а также в территориальный фонд ОМС.
- защиту персональных данных, используемых в ОМС;
- возмещение ущерба, причиненного по вине медицинской организации или страховой компании;
- защиту прав и законных интересов в сфере ОМС.
Права пациентов по ОМС
Помимо выбора поликлиники и врача застрахованные при получении медицинской помощи имеют право на:
-
консультации врачей-специалистов;
Когда речь идет о выборе врача, имеется в виду участковый терапевт или педиатр, также это может быть врач общей практики или фельдшер. Обращаться к специалистам более узкого профиля, которые лечат определенные органы или системы организма, по полису ОМС тоже можно. - получение медицинских услуг в нормальных условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;
Внимание
Такие требования предъявляются не только к чистоте, но и, например, к уровню шума.
- облегчение боли доступными методами и лекарствами;
- получение питания при лечении в круглосуточном стационаре;
- отказ от медицинского вмешательства;
- получение информации о состоянии своего здоровья, а также выбор тех, кому еще врачи могут об этом сообщать;
-
сохранение врачебной тайны и защита этих сведений;
Врачебная тайна — это запрет на разглашение информации не только о состоянии здоровья пациента, но также о проведенных обследованиях, диагнозе, самом факте обращения в медицинскую организацию. Кроме того, нельзя разглашать сведения о личной жизни, если они стали известны в ходе лечения. - возмещение вреда здоровью, который был причинен в процессе оказания медпомощи;
- допуск адвоката для защиты прав и священнослужителя.
А есть ли обязанности?
Конечно, при наличии прав будут и обязанности. Так, застрахованные по ОМС должны предъявлять полис при обращении за медицинской помощью, за исключением экстренных случаев. Кроме того, в случае изменения Ф.И.О., места жительства или удостоверяющего личность документа (например, паспорта) нужно в течение месяца сообщить об этом в свою страховую компанию.
Также все граждане должны беречь свое здоровье и проходить профилактические медицинские осмотры. В рамках ОМС предусмотрено два таких комплексных варианта: диспансеризация — это полное обследование, которое проводят в один или два этапа, и профосмотр — сокращенное обследование с одним этапом прохождения.
Если врач назначил лечение, то необходимо соблюдать его режим и правила поведения, установленные в медицинских организациях.
При выявлении заболеваний, опасных для окружающих, обследоваться, лечиться и заниматься профилактикой нужно строго обязательно!
Что делать, если ваши права нарушили
Для начала стоит обратиться к руководству медицинской организации — лично или написать официальную жалобу. Уже на этом этапе отношение медперсонала меняется, и с правами пациента начинают считаться.
Если же общение с начальством медорганизации результатов не приносит, можно смело жаловаться в контролирующие их учреждения. К ним относятся местные органы управления здравоохранением, Росздравнадзор, территориальные и федеральный фонд ОМС, страховые медицинские организации.
В большинстве случаев это работает эффективно, и вопросы разрешаются в пользу пациента. Но если не помогло и это, то остается только обращаться в прокуратуру или подавать иск в суд.
Сталкивались ли вы с нарушением ваших прав? Каким способом удалось добиться правды?
Комментарии 0