Многие пособия назначаются только определенным категориям семей: многодетным, малоимущим и т.п., что кажется несправедливым — дети-то у всех одинаковые. Однако есть причины, по которым все именно так.
Если вкратце:
- у нас действует принцип адресности — пособия платят тем, кому нужнее;
- малоимущим платят, потому что у них не хватает денег на самое необходимое;
- многодетным — потому что улучшают демографию;
- в три года у ребенка есть место в детском саду, значит мама может спокойно выйти на работу;
- пособия назначаются на детей, родившихся с определенного года, чтобы привлечь людей больше рожать;
- размеры многих пособий устанавливают регионы, а в Москве они больше, потому что столичный бюджет позволяет.
О социальной политике в России
Одним из основных принципов социальной политики в нашей стране является адресность — пособия назначают и выплачивают людям, которым больше нужно. Связано это с тем, что у государства не бесконечно много денег и их приходится как-то распределять.
Что это значит: в Конституции указано, что политика России направлена на то, чтобы у граждан была достойная жизнь и развитие (ст. 7). Для этого реализуется система социальной защиты, в которой для поддержки семей предусмотрены различные пособия и льготы.
Бюджет при этом ограничен, поэтому властям приходится решать — платить всем понемногу или некоторым категориям, но более или менее прилично.
Учитывая, что размеры иных пособий и так смехотворны (50 рублей за уход за ребенком до трех лет, например), то «растягивать» выплаты на всех нецелесообразно, иначе каждому достанутся совсем гроши. Вместо этого государство решило помогать в первую очередь тем семьям, которые больше других в этом нуждаются.
Из этого вытекает адресность — один из главных принципов социального обслуживания и предоставления социальных услуг, в частности пособий. Она заключается в том, что государство определяет какие семьи считать нуждающимися (в числе которых малоимущие, многодетные, семьи с детьми-инвалидами и т.п.) и направлять социальную поддержку им.
При этом стоит помнить, что пособия это не основной источник дохода, а дополнительный. Обеспечивать детей должны родители, а государство им только помогает в этом.
Почему платят малоимущим?
Государство выплачивает пособия малоимущим семьям, потому что у них не хватает денег на самые базовые вещи и продукты.
Что это значит: по закону малоимущими считаются семьи со средним доходом ниже определенного значения, как правило, прожиточного минимума в регионе (ст. 6 Федерального закона от 24.10.1997 года № 134-ФЗ). Прожиточный минимум в свою очередь — это стоимость минимального набора продуктов, необходимых для жизни и сохранения здоровья (потребительской корзины).
Т.е. малоимущие семьи — это семьи, которым не хватает их доходов для простейшего обеспечения. Если же средний доход выше установленного минимума, то считается, что семья способна сама себя обеспечить, пусть и без излишеств.
При этом низкий доход должен быть вызван причинами, независящими от самой семьи. Если родители не работают, не учатся и не стоят на учете в центре занятости хотя могли бы, то им пособия не дадут.
Пособия — дополнительный источник дохода, помощь тем, кому она действительно нужна. Государство предполагает, что у всех трудоспособных членов семьи есть работа и добавляет к их зарплате пособия, чтобы хватало хотя бы на самый базовый набор продуктов.
О детских пособиях малоимущим семьям вы можете прочесть в этой статье.
Почему платят многодетным?
Многодетные семьи получают пособия, потому что улучшают демографию — если в семье больше детей, чем родителей, то население растет. А еще, чем больше детей, тем сложнее их всех растить.
Что это значит: многодетной в большинстве регионов считается семья с тремя несовершеннолетними детьми. Общего правила, определяющего этот статус нет и, согласно Указу Президента от 05.05.1992 года № 431, субъекты сами решают какие семьи относить к многодетным.
Для естественного прироста населения нужно, чтобы детей рождалось больше, чем умирает людей. Поэтому государство делает ставку на многодетные семьи — чем больше таких, тем больше в них детей, что обеспечивает увеличение численности населения.
При этом необходимо, чтобы в каждой семье рождалось в среднем больше двух детей. Если рождается меньше, то идет убыль, т.к. для ровного счета требуется, чтобы на двух родителей приходилось два ребенка, а для прироста — нужно больше.
Власти очень рассчитывают на многодетные семьи в плане рождаемости, например, председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко считает, что без них нельзя решить демографические проблемы.
Все осложняется тем, что большое количество детей труднее прокормить и вырастить. Содержать ребенка обязаны родители (ст. 80 Семейного кодекса), в то время как дети должны, в первую очередь, получать образование, за что отвечают родители.
Полноценно зарабатывать дети не могут: ребенок не вправе работать до 14 лет вообще (за некоторыми исключениями), с 14 лет вправе, но только в свободное от учебы время и с сокращенным рабочим временем.
Таким образом, родители тратят часть своего дохода, чтобы обеспечить ребенка всем необходимым, а многодетные, соответственно, тратят больше, и государство им помогает, вводя льготы и выплаты.
О детских пособиях многодетным вы можете прочесть в этой статье.
А после трех лет не дети уже?
Когда ребенку исполняется три года, у него должно быть место в детском саду, значит мать может выйти на работу из декретного отпуска.
Что это значит: по закону все дети должны обеспечиваться местом в детском саду с двух месяцев в рамках их права на образование (ст. 67 Федерального закона от 29.12.2012 года «Об образовании…»). Не принять в сад могут только, если в нем нет места.
Местные власти и департамент образования обязаны при нехватке мест в конкретном детском саду найти место в другом. Также они должны следить за тем, чтобы все дети могли посещать сад без ограничений.
На практике записать ребенка чаще всего удается в возрасте 1,5-3 лет, причем не сразу в сад, а в очередь в него, вследствие чего приходится ждать еще.
В связи с этим введены пособия по уходу за ребенком до полутора лет (ст. 13 Федерального закона от 19.05.1995 года № 81-ФЗ) и компенсационные выплаты до трех лет (Указ Президента РФ от 30.05.1994 года № 1110).
Пособия до полутора и трех лет выплачиваются потому, что один из родителей ухаживает за ребенком и не может работать. Когда ребенок начинает посещать детский сад, родители могут выйти на работу и зарабатывать, чтобы обеспечить его.
Об очереди в садик вы можете прочесть в этой статье.
А если ребенок родился до ХХХХ года?
Одной из целей пособий является повышение демографии, поэтому новые пособия зачастую платятся на детей, рожденных с определенной даты.
Что это значит: государству нужно, чтобы рождались дети, чем больше, тем лучше. Для это оно вводит различные способы поддержки: пособия, льготы и т.п. — они призваны стимулировать рождаемость.
Пособия должны подтолкнуть к рождению детей тех граждан, которые боятся этого ввиду неблагоприятных условий: низких доходов, отсутствия жилья и т.п.
Причем это относится как к семьям без детей, так и к семьям с ними. Государство хочет, чтобы люди рожали чаще и больше, даже если у них уже есть дети. При этом оно понимает, что прибавление в семье несет серьезные затраты и пытается их смягчить пособиями.
Т.е. первоочередная цель подобных пособий (но далеко не всех!) — увеличить рождаемость, путем выплат на новых детей.
Все лучшее в Москве?
Количество и размер пособий во многом зависят от региона. В Москве они больше, потому что столица сама вводит такие правила.
Что это значит: большинство детских пособий — федеральные, т.е. они устанавливаются федеральными законами и действуют по всей стране. Как правило, они выплачиваются по одинаковым правилам, но не всегда — пособие на ребенка введено в ст. 16 Федерального закона от 19.05.1995 года № 81-ФЗ, но его величина и условия получения устанавливаются региональными актами.
Размеры федеральных пособий могут отличаться в каждом субъекте, например, выплаты на первого или второго ребенка по Федеральному закону от 28.12.2017 года № 418-ФЗ («президентские» или «путинские») равны детскому прожиточному минимуму в регионе.
В Москве выше и цены (а значит и прожиточный минимум), и возможности бюджета, поэтому пособия, размер которых устанавливается регионом, там выше.
Помимо федеральных пособий, субъекты могут вводить собственные, которые действуют в пределах одного региона. Например, в Москве установлены «лужковские» пособия молодым семьям. Это — региональное пособие, которое введено московскими властями, поэтому оно действует только в столице.
В других регионах также выплачиваются отдельные региональные пособия, например:
- в Волгоградской области матерям, родившим первого ребенка до 24 лет включительно, выплачивают 50000 рублей (ч. 1 ст. 16.1 Социального кодекса Волгоградской области);
- в Архангельской области есть компенсация малоимущим семьям за то, что в детском саду нет места для ребенка, ее размер — 2000 рублей (ст. 8 закона от 05.12.2016 № 496-30-ОЗ).
Комментарии 0