Свежее 1

Почему среднедушевой доход семьи для новых ежемесячных детских пособий считают до вычета налогов

Большинство ежемесячных выплат для семей с детьми сейчас выплачиваются исходя из принципов адресности и нуждаемости. Это значит, что одним из основных критериев получения детских пособий являются низкие доходы семьи, которые сравниваются с величиной прожиточного минимума (ПМ). Помимо доходов для многих пособий также могут учитываться другие критерии нуждаемости (имущественная обеспеченность семьи и т.д.).

На практике многие семьи получают отказ в назначении ежемесячных выплат из-за превышения среднедушевого дохода (СД). При этом многие с удивлением для себя узнают, что эти доходы считают «грязными» — то есть до вычета подоходного налога (НДФЛ). Удивленные родители спрашивают, правильно ли это? Ведь эти деньги семья даже не видит, они удерживаются работодателем еще до того, как они будут выданы «на руки». А если не брать в расчет эти обязательные платежи, то многие семьи, по факту располагая меньшими доходами, могли бы подойти под критерии нуждаемости.

Почему доходы для получения пособия считают до вычета налогов

❗ Напоминаем, что с 1 января 2023 года вместо 7 существующих выплат появится новое единое пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка до 17 лет. Подпишитесь на наш канал «Универсальное пособие» в Телеграме, чтобы оперативно узнавать и читать всю информацию о новом универсальном пособии в одном месте. Подписаться >>>

Для каких пособий считают среднедушевой доход

Раньше практика учета доходов семьи при назначении мер социальной поддержки была распространена не так широко. Понятие малоимущей семьи (или одиноко проживающего гражданина) установлено статьей 6 федерального закона № 134-ФЗ от 24.10.1997 «О прожиточном минимуме».

Под малоимущей понимается семья, среднедушевой доход (СД) которой ниже установленного в регионе прожиточного минимума (ПМ).

Раньше это понятие использовалось в основном для оказания государственной социальной помощи (ГСП), которая устанавливалась на региональном уровне через органы соцзащиты населения в отношении нуждающихся семей. Однако в связи с расширением мер поддержки, которые действуют на федеральном уровне (в том числе государственных детских пособий), становилось понятным, что в целях более эффективного использования бюджетных средств и снижения уровня бедности в России все больше мер господдержки должны становиться адресными — то есть предоставляться только тем семьям, которые в них действительно нуждаются.

Сейчас большое количество выплат на федеральном и региональном уровне являются адресными. Причем предоставляются они не обязательно малоимущим семьям — в каждом конкретном случае к доходам семей могут применяться более гибкие критерии. Например:

Если же говорить о детских пособиях, то для большинства новых ежемесячных выплат, которые появились в России с 2018 года, оцениваются доходы семьи, при этом СД семьи сравнивается с величиной регионального ПМ на душу населения (в том числе для нового единого пособия с 1 января 2023 года и дополнительных ежемесячных выплат на детей до 3 лет из материнского капитала, а также старых ежемесячных выплат на детей от 3 до 7 лет, от 8 до 17 лет и беременным женщинам при ранней постановке на учет. Для старых ежемесячных выплат при рождении (усыновлении) первого ребенка до 3 лет СД сравнивают с 2-кратной величиной ПМ для трудоспособных граждан.

Также доходы семьи учитываются при оформлении большинства региональных детских пособий, таких как ЕДВ на третьего ребенка до 3 лет и так называемых «маленьких детских» (региональное пособие на ребенка в малоимущих семьях до достижения 16 или 18 лет). В последние годы в большинстве регионов России также получили широкое распространение выплаты на основании социального контракта.

Для всех этих мер господдержки, которые получают миллионы семей, оценивается среднедушевой доход (СД). Поэтому вопрос о том, нужно ли при расчете СД вычитать из доходов налоги или нет, является очень злободневным.

Доход считается до вычета налогов или после?

Порядок исчисления СД семьи в целях признания ее малоимущей и оказания государственной социальной помощи устанавливается федеральным законом № 44-ФЗ от 05.04.2003. В этом законе предусмотрено, что при оценке СД «доходы каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина учитываются до вычета налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации», установленных законодательством РФ (см. статью 7).

Связано это с тем, что в величину прожиточного минимума (ПМ), с которым сопоставляются доходы граждан при определении их права на меры соцподдержки, также закладываются налоги и другие обязательные платежи.

Аналогичным образом даже с той заработной платы, которая начисляется работникам в размере МРОТ (16242 рубля с 1 января 2023 года), удерживается подоходный налог в размере 13% (потому что в соответствии с налоговым законодательством зарплата облагается НДФЛ на общих основаниях независимо от ее размера), и на руки человек из этой суммы получит «чистыми» только 14130,54 рубля. Таким образом, удержание 13% изначально закладывается в сумму МРОТ.

На это неоднократно обращал внимание, в частности, Минтруд России. Например, в январе 2018 года бывший министр труда и соцзащиты РФ Максим Топилин отвечал на вопрос о том, почему реальный МРОТ после удержания налогов будет всегда на 13% ниже величины ПМ (тогда перед Правительством еще стояла задача довести МРОТ до уровня ПМ):

— Из любой минимальной зарплаты всегда вычитается подоходный налог, а значит, реально МРОТ всегда будет на 13 процентов ниже ПМ. Планируются ли какие-то шаги, чтобы реально, а не формально выровнять эти показатели? Например, установить МРОТ на 13 процентов выше прожиточного минимума? Или отменить налог для самых бедных?

Максим Топилин: Первое — расходы по обязательным платежам и сборам учитываются при исчислении величины прожиточного минимума для трудоспособного населения, то есть включаются в его величину.

С 2021 года ситуация обстоит еще проще. В соответствии с законом № 473-ФЗ от 29.12.2020 методика расчета ПМ изменилась — теперь он определяется как «минимальная необходимая для обеспечения жизнедеятельности сумма доходов гражданина», которая установлена в размере 44,2% от медианного СД. Таким образом, поскольку теперь сам размер ПМ определяется исходя из величины СД (а доходы граждан при оценке СД учитываются до вычета налогов), то величина этих налогов автоматически закладывается в сумму ПМ.

Вывод: Если бы налоги никак не закладывались в величину ПМ, то в этом случае его сумма была бы меньше, чем сейчас, на соответствующий процент. И в этом случае среднедушевой доход семьи, учтенный после вычета всех налогов, сопоставлялся бы с уменьшенной на соответствующую величину суммой ПМ — поэтому результат такого сравнения никак не изменился бы.

Как посчитать доход до вычета налогов (НДФЛ)

Статья 217 НК РФ устанавливает виды доходов, с которых не удерживается подоходный налог. В их числе государственные пособия (за исключением выплат по больничным, включая пособие по уходу за больным ребенком), различные компенсационные выплаты, пенсии, алименты, стипендии, выплаты материнского капитала и т.д. Со всех остальных денежных поступлений, которые не включены в этот перечень (прежде всего, это заработная плата и другие доходы, связанные с выполнением трудовой деятельности, а также в определенных случаях — доходы от реализации имущества), необходимо уплачивать налоги.

Налоговым законодательством также предусмотрены ситуации, в которых гражданин может вернуть уплаченные за определенный период налоги в виде налогового вычета. Это еще одна причина, по которой среднедушевой доход семьи оценивают до уплаты налогов (при этом сами суммы налоговых вычетов не учитываются в доходах семьи при получении ежемесячных детских пособий).

Узнать и посчитать свои учтенные официальные доходы до вычета налога по месяцам можно с помощью справки о доходах и суммах налога физического лица (старое название — справка 2-НДФЛ), получить которую можно в личном кабинете налогоплательщика на сайте ФНС. Там же приводится общая сумма дохода до вычета налогов и удержанная сумма НДФЛ за учетный период.

Напомним, что доходы семьи при определении права на ежемесячные выплаты учитываются за определенный расчетный период. Для нового единого пособия на детей от 0 до 17 лет и беременных женщин с 1 января 2023 года он будет определяться как 12 календарных месяцев, отсчет которых начинается за 1 месяц до месяца подачи заявления (см. таблицу ниже).

Источник: интернет-журнал «Детские пособия»

❗ Подпишитесь на наш канал «Универсальное пособие» в Телеграме, чтобы оперативно узнавать и читать всю информацию о новом универсальном пособии в одном месте. Подписаться >>>

RedRocketMedia

Брянск, ул Ульянова, дом 4, офис 414

Оцените статью и поделитесь с друзьями
Поставьте оценку
5
Всего голосов:

Нашли ошибку?
Помогите исправить.

Комментарии 0

Поделитесь мнением
Не копируйте текст!