Однажды утром выходного дня вы решаете приобрести новое кресло. Подумано — сделано. Вы стоите в магазине мебели и слушаете речь продавца-консультанта о разных моделях. Определившись с выбором, вы заказываете доставку и радостно едете домой с покупкой. И вот посреди гостиной красуется красивое и удобное белое кожаное кресло. Просидев на нем полдня, вы обнаруживаете темные пятна на спинке. Что же делать в такой ситуации?
Можно попытаться решить спор мирно, написав претензию на имя директора магазина. Если продавец и покупатель не смогут определиться с причинами порчи товара, то его можно отправить на экспертизу.
Права потребителя
Если в магазине вам продали некачественный товар — это является нарушением ваших прав как потребителя. Согласно ч. 1 ст. 18 Закона РФ № 2300-1 от 07.02.1992 «О защите прав потребителей», в такой ситуации вы имеете право на то, чтобы:
- заменить товар на точно такой же, но хорошего качества;
- заменить товар на подобный и пересчитать цену от разницы в стоимости;
- уменьшить цену с учетом недостатков товара;
- отремонтировать товар бесплатно (или уменьшить цену товара на стоимость ремонта);
- вернуть деньги, заплаченные за товар в полном объеме (при этом товар по требованию продавца возвращается).
Моральный вред
Обманутый покупатель может требовать полного возмещения убытков, связанных с покупкой им некачественных товаров. А это значит, что он также имеет право на возмещение неустойки, морального вреда и других убытков, образовавшихся в результате сложившихся обстоятельств.
Вам, чтобы привезти некачественное кожаное кресло обратно в магазин, как минимум потребуется оплатить услуги грузового такси и грузчиков. На возмещение этих расходов со стороны магазина вы имеете право.
Если продавец не спешит возвращать деньги за некачественный товар и тянет время, то можно взыскать с него неустойку. Также покупатель имеет право на возмещение морального вреда в случае, если приобретение некачественного товара каким-то образом причинило ему моральный вред. Но при предъявлении таких обвинений потребуются весомые доказательства.
После обращения в магазин продавец выложил на сайт ваше фото, подписав, что вы — обманщик. Это увидели ваши друзья. Снимок экрана с порочащей вас информацией поможет добиться компенсации морального вреда.
Что делать?
Прежде всего, обнаружив изъяны в новоприобретенном товаре, следует попытаться решить вопрос мирно, просто договорившись о компенсации, замене, ремонте и т.д. Если продавец откажется идти вам на встречу, можно оставить запись в книге жалоб и предложений. Ее обязано рассмотреть начальство и принять соответствующие меры.
Также можно обратиться в Роспотребнадзор. Они могут применить к недобросовестному владельцу магазина и его сотрудникам штрафные санкции.
В случае если магазин готов вернуть потраченные на некачественный товар средства, но отказывается от возмещения других убытков, можно обратиться в суд. И согласно ст. 15 закона № 2300-1 можно потребовать материальной компенсации причиненного морального вреда (если таковой был нанесен).
Экспертиза
Также некачественный товар может быть отправлен на экспертизу. В частности, это практикуется, если невозможно определить, кто из участников спора виноват в том, что товар в ненадлежащем состоянии.
За экспертизу платит продавец, но если по ее результатам будет ясно, что товар был качественный, а в порче был виноват покупатель, то оплата будет за его счет. С другой стороны, если по истечении гарантии покупателем будет обнаружен производственный брак, то он может провести экспертизу за свой счет. Если его опасения подтвердятся, продавец ему возместит стоимость экспертизы.
Претензия
Претензия составляется произвольно в письменном виде в двух экземплярах. Один передается продавцу некачественного товара, а второй остается у составителя. В документе обязательно должны быть указаны:
- наименование организации (продавца);
- данные о заявителе (покупателе) и его контакты;
- описание ситуации;
- требования покупателя;
- намерения на случай неисполнения требований;
- перечень прилагаемых документов.
В случае с белым креслом претензия будет выглядеть так.
Суд
Если претензия не получила должного внимания со стороны магазина и его руководства, то справедливости стоит искать в суде. В соответствии со ст. 17 закона № 2300-1 иск может быть предъявлен в суд по месту:
- нахождения организации (продавца);
- жительства истца (покупателя);
- заключения (исполнения) договора купли-продажи.
Нужно подготовить исковое заявление и как минимум всю документацию, сопровождающую сделку: договоры и платежные документы.
Если цена, указанная в судебном иске менее 50 тысяч рублей, то следует обращаться в мировой суд, если более — то в районный. Николаю (из образца претензии) с требуемой им компенсацией 23850 рублей следует обращаться в мировой.Если истец (покупатель) в итоге выиграет суд, то продавец должен выполнить его требования, а также оплатить судебные издержки и штраф за то, что не возместил ущерб в добровольном порядке.
Если же суд выигрывает продавец, то никакого возмещения не будет.
Комментарии 1
А вы пробовали возвращать деньги за некачественный товар, поделитесь своим опытом?