С 1 октября 2018 года по всей России начал функционировать Единый государственный реестр (ЕГР) записей актов гражданского состояния (ЗАГС). Теперь регистрация соответствующих событий будет происходить не в бумажных книгах, а в электронном виде. Это значительно упростит жизнь всем участникам процесса. Но обо всем по порядку.
Создание общего для всей страны информационного ресурса о населении Российской Федерации, в том числе для регистрации актов гражданского состояния, было инициировано Указом Президента РФ от 15.01.2016 № 13.
С того момента были разработаны нормативно-правовые акты, регулирующие внедрение и поэтапный переход к единому реестру ЗАГС на всей территории страны (с полным перечнем нормативных документов можно ознакомиться на официальном сайте Единого реестра ЗАГС).
Что такое ЕГР ЗАГС?
По сути ЕГР ЗАГС — это специальная программа (или, правильнее сказать, единая облачная среда), которую разработала Федеральная налоговая служба (ФНС). Именно в этой среде и будет происходить государственная регистрация любых видов записей актов, а также производиться необходимые корректировки и изменения (в том числе учет выдачи копий документов).Напомним, что в соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» государственной регистрации в органах ЗАГС в общем случае подлежат следующие события и действия:
- рождение;
- установление отцовства;
- усыновление (удочерение);
- заключение и расторжение брака;
- смена имени;
- смерть.
Ранее все эти действия совершались в актовых книгах в каждом региональном отделении ЗАГС, информация накапливалась и хранилась в бумажном формате. Все данные из имеющихся архивов будут планово переводиться в электронный формат. Окончательный перенос согласно ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 23.06.2016 № 219-ФЗ должен завершиться к концу 2020 года.
Преимущества ЕГР ЗАГС
Нововведение значительно упростит для населения процедуру получения справок или копий документов в органах ЗАГС при смене региона проживания. Больше не нужно будет ждать отправки запросов и получения ответов между инстанциями. Планируется, что данные Единого государственного реестра будут доступны в режиме онлайн в каждом отделе ЗАГС, и там будет представлена информация по записям актов всей страны. Также планируется, что за счет данного преобразования граждане смогут получать необходимые сведения самостоятельно в электронном виде через личный кабинет Единого портала государственных услуг (сайт Госуслуг).
Рождение ребенка было зарегистрировано в одном регионе страны, а позже семья переехала в другой, и свидетельство о рождении было утеряно. Ранее восстанавливать его пришлось бы через запрос в ЗАГС по месту регистрации рождения, и, следовательно, было необходимо ждать, пока туда дойдет обращение и придет ответ обратно. Теперь же повторное свидетельство можно будет получить в день обращения по месту фактического проживания.
Еще один плюс внедрения единого госреестра ЗАГС — улучшение межведомственного взаимодействия для получения требуемой информации при предоставлении госуслуг. Наверняка многие сталкивались с необходимостью предъявления пакета документов для получения той или иной государственной услуги. Теперь в ряде случаев процесс существенно упростится: уполномоченные ведомства будут иметь доступ к сведениям из ЗАГС, необходимым для ведения различных форм учета и подтверждения необходимых данных.
Новая технология также подразумевает проверку на соответствие формату и на уникальность ввода данных, что позволит свести к минимуму ошибки, опечатки и дублирующиеся данные, а единая нумерация облегчит и ускорит поиск. Кроме того, можно будет исключить не только непреднамеренные ошибки, но и случаи мошенничества. В частности, не получится зарегистрировать новый брак, не расторгнув предыдущий, или зарегистрировать одного ребенка в разных ЗАГС ради получения материнского капитала.
Комментарии 0