Свежее 3

Верховный Суд обязал не учитывать уплаченные алименты в доходах семьи для выплаты от 3 до 7 лет

Еще одно определение Верховного Суда об исключении из дохода семьи суммы алиментов, уплаченных на содержание ребенка от предыдущего брака — в этот раз в отношении ежемесячной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет. В своем определении от 25 апреля 2022 года № 65-КГПР22-1-К9 Верховный Суд обязал региональный орган соцзащиты населения в Еврейской автономной области произвести расчет среднедушевого дохода семьи и назначить ежемесячную выплату от 3 до 7 лет, исключив из дохода семьи сумму алиментов, уплаченных отцом на ребенка от предыдущего брака. Тем самым было восстановлено право семьи на получение ежемесячной выплаты.

Напомним, в августе 2022 года аналогичное определение Верховный Суд вынес в отношении семьи из Пермского края, которой региональный орган соцзащиты отказал в ежемесячной выплате на первого ребенка до 3 лет (так называемая путинская выплата) из-за превышения среднедушевого дохода, при расчете которого не был произведен вычет алиментов, удерживаемых из заработной платы мужа на содержание ребенка от предыдущего брака.

Вычет суммы алиментов из доходов семьи для выплаты на детей от 3 до 7 лет

Суть дела

  • 4 июня 2020 года жительница Еврейской автономной области (ЕАО) подала в электронном виде с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг» заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно.
  • 26 июня 2020 года заявительнице было отказано в назначении ежемесячной выплаты по причине того, что среднедушевой доход семьи превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в ЕАО на II квартал 2019 года.

    При этом при расчете среднедушевого дохода семьи сотрудниками органа соцзащиты населения были учтены в том числе алименты, уплаченные мужем заявительницы на ребенка от предыдущего брака в размере 25% от всех видов заработка.

  • Заявительница посчитала данный отказ незаконным, так как алименты, которые уплачивает ее супруг на ребенка от предыдущего брака, не идут на нужды ее семьи, поэтому они должны вычитаться из дохода ее семьи. 30 июня 2020 года она обратилась с заявлением к прокурору Биробиджанского района ЕАО, в котором изложила обстоятельства нарушения ее прав.
  • 30 июля 2020 года прокурором Биробиджанского района ЕАО было вынесено представление в адрес регионального органа соцзащиты населения об устранении нарушений закона со ссылкой на то, что при расчете среднедушевого дохода семьи подлежит исключению сумма уплаченных алиментов. В ответ на представление прокурора органом соцзащиты населения было направлено письмо, в котором говорилось, что при расчете среднедушевого дохода семьи с целью определения права на получение названной выплаты действующим законодательством не предусмотрено исключение выплаченных алиментов из доходов.
  • Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора Биробиджанского района ЕАО в интересах семьи, которой было отказано в предоставлении выплаты на ребенка от 3 до 7 лет, и обязал региональный орган соцзащиты населения произвести расчет среднедушевого дохода семьи и назначить ежемесячную выплату, исключив из дохода семьи сумму алиментов, уплаченных отцом ребенка.

    Читать дополнительные подробности дела

  • Позднее решение суда первой инстанции было оспорено и отменено в апелляционной и кассационной инстанции, исковые требования прокурора Биробиджанского района ЕАО были оставлены без удовлетворения.

    Читать дополнительные подробности дела

Позиция Верховного Суда

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ рассмотрела дело и решила, что выводы судов апелляционной и кассационной инстанций об оставлении без удовлетворения исковых требований прокурора Биробиджанского района ЕАО основаны на неправильном толковании и применении норм материального права к спорным отношениям.

  • В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, особая забота со стороны государства направлена на принятие мер по поддержанию материального благополучия семей с детьми. Предоставление некоторых видов государственной социальной поддержки семьям, имеющим детей, обусловлено тем, что по независящим от членов семьи причинам их среднедушевой доход ниже регионального прожиточного минимума.
    • Так, Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 г. № 199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» в целях повышения доходов семей с 1 января 2020 г. установлена ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, которая предоставляется в случае, если среднедушевой доход семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации.
    • Изданными Правительством Российской Федерации во исполнение названного указа Основными требованиями к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно (постановление от 31 марта 2020 г. № 384) определено, что при расчете среднедушевого дохода семьи учитываются доходы семьи, полученные в денежной форме, в том числе алименты. Аналогичные условия предоставления ежемесячной выплаты содержатся и в нормативных актах субъекта Российской Федерации — Еврейской автономной области, регулирующих спорные отношения.

    ❗ Таким образом, как федеральным законодательством, так и законодательством Еврейской автономной области предусмотрено, что алименты учитываются при расчете среднедушевого дохода семьи в том случае, если они получены членами семьи, а не уплачены ими.

  • Именно из такого понимания правового регулирования отношений по оказанию дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей в возрасте от 3 до 7 лет включительно, исходил суд первой инстанции, принимая решение об удовлетворении исковых требований прокурора Биробиджанского района ЕАО о возложении обязанности произвести расчет среднедушевого дохода семьи и назначить ежемесячную выплату.
  • Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции и оставляя без удовлетворения иск прокурора Биробиджанского района ЕАО со ссылкой на то, что ежемесячная выплата предоставляется в порядке и на условиях, предусмотренных региональным законодательством, поэтому положения федерального законодательства к спорным отношениям применению не подлежат, дал неправильное толкование положениям закона.

    Читать дополнительные подробности дела

В итоге Верховный Суд определил, что связи с приведенными выше обстоятельствами у суда апелляционной инстанции не имелось предусмотренных оснований для отмены решения суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований прокурора Биробиджанского района ЕАО к региональному органу соцзащиты населения об обязании произвести расчет среднедушевого дохода семьи и назначить ежемесячную выплату, исключив из дохода сумму алиментов, уплаченных на ребенка в другую семью.

Поэтому судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

  • отменить ранее вынесенные определения апелляционной и кассационной инстанции;
  • оставить в силе решение суда первой инстанции об обязании регионального органа соцзащиты населения произвести расчет среднедушевого дохода семьи и назначить ежемесячную выплату от 3 до 7 лет включительно.

Источник: Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 25 апреля 2022 года № 65-КГПР22-1-К9

RedRocketMedia

Брянск, ул Ульянова, дом 4, офис 414

Оцените статью и поделитесь с друзьями
Поставьте оценку
5
Всего голосов:

Нашли ошибку?
Помогите исправить.

Комментарии 0

Поделитесь мнением